Закончено строительство мемориала Е.К. Иофель на кладбище Бадалык Красноярска.

Добавлено: 
08.10.2021

 

Наш цикл публикаций о почетных гражданах Красноярского края начинается рассказом о Екатерине Константиновне Иофель. Профессор Красноярской академии музыки и театра, она воспитала более полутора сотен первоклассных певцов. Заслуженный деятель искусств России, сама Екатерина Константиновна не менее известна в нашей стране и за рубежом, чем некоторые ее ученики. По совокупности заслуг перед мировой музыкой Екатерину Константиновну вполне можно назвать Почетным гражданином всего мира. И это не будет преувеличением — не много найдется уголков на нашей планете, где бы хоть раз не звучал голос тех, кого она научила.

Чтоб за душу хватало

Екатерина Константиновна Иофель родилась 12 октября 1923 года в Красноярске. Хоть отец и занимался оборудованием в организации «Енисейзолото», а мама работала директором библиотеки Красноярского пединститута, семья была музыкальной — отец играл на разных инструментах, в доме часто пели. Родители любили театр и брали с собой маленькую Катю — оставлять было не с кем. Тогда у нас в крае не было своей оперы, и оперные спектакли ставились на сцене театра Пушкина. Пели там легендарные артисты — Петр Иванович Словцов и его супруга Маргарита Николаевна Риоли-Словцова. По воспоминаниям родителей Екатерины Константиновны, когда она, будущий профессор вокального искусства, в пять лет посмотрела оперу «Евгений Онегин», пришла домой, встала на одно колено и запела арию Ольги.
Но главные музыкальные впечатления детства Екатерины Константиновны связаны с поездкой в деревню:
— Крестьяне шли с работы усталые, но вечером обязательно садились на завалинку вместе с балалаечником или гармонистом и начинали петь. И делали это с таким чувством, с таким проникновением, что я до сих пор помню, как это было. Как говорил основатель русской вокальной школы Михаил Иванович Глинка, музыка — душа моя. Вот так они и пели — с душой, искренне. Это стало моим профессиональным кредо на всю жизнь. Сегодня мне научить кого-то издавать правильные звуки не составляет большого труда, но этого мало. У Николая Андреевича Римского-Корсакова в опере «Царская невеста» такой персонаж Собакин просит Любашу спеть «попротяжней, чтоб за душу хватало». Вот этому я и учу, слушателю ведь сразу будет понятно, если человек поет безразлично. Настоящий певец всегда к кому-то обращается. Для меня музыка — жизнь, и мне вообще не понятно, как она может существовать без искренних эмоций.

Долгий путь домой

По послужному списку Екатерины Иофель можно изучать и географию, и историю русского вокального искусства прошлого века.
Закончив среднюю и музыкальную школу по классу фортепиано, Екатерина Константиновна поступила в музыкальное училище на вокальное отделение в класс Риоли-Словцовой. Параллельно продолжила совершенствоваться в игре на фортепиано.
Кроме музыки был и другой интерес — филология. Еще до войны были поданы документы в Московский институт классической филологии, который к тому времени уже был эвакуирован в Томск, вместе со множеством других прекрасных музыкантов, певцов и ученых. Там проучилась год, пока не пришлось вернуться домой помогать матери и маленькой сестре — отца забрали в армию — и перевестись в Красноярский пединститут на факультет русского языка и литературы…
Филологическое образование преподавателю пения пошло только на пользу. Многие ученики Екатерины Константиновны вспоминают, что она научила их понимать литературу в широком смысле и конкретно поэзию, те слова, которые и нужно было петь. Заставляя будущих певцов обращать внимание на содержание произведения, она открывала для них новый мир.
…А тем временем в Новосибирске открывался оперный театр, директор которого приехал в Красноярск набирать кадры для своей труппы. Кроме эвакуированных артистов, он захотел послушать и местные голоса и пришел в класс Риоли-Словцовой. Из пяти прослушанных певцов работу в новом театре предложили только Екатерине Иофель. Там и прошло два года. Потом молодая певица поняла, что надо поступать в консерваторию — в Ленинградскую, которая в ту пору была эвакуирована в Ташкент.

— При этом всегда бредила Красноярском, хотела работать только здесь. И по окончании, в 1951 году, от министерства я получила направление на работу в Красноярское музыкальное училище заведующим вокальным отделением, где вела свой класс, и заместителем директора по учебной работе.

Потом было преподавание в музыкальном училище города Грозного — мужа, дирижера, пригласили работать в местный симфонический оркестр. В жизни начался «южный» период, в те годы Екатерина Константиновна была одной из ведущих солисток Кисловодской, Ялтинской и Сочинской филармоний.
Но останавливаться на достигнутом не хотелось — постоянное стремление к самосовершенствованию не давало покоя, и Екатерина Константиновна поступила в аспирантуру в Государственный институт имени Гнесиных в класс Натальи Дмитриевны Шпиллер (родной тети красноярского дирижера Ивана Всеволодовича Шпиллера). Параллельно с этим шла плодотворная работа в Горьковской консерватории, где с 1964 по 1978 годы она заведовала кафедрой сольного пения и оперной подготовки.
И вот наконец появилась возможность вернуться домой и быть полезной родному краю:
— Павел Стефанович Федирко, первый секретарь крайкома КПСС, давно хотел открыть в Красноярске филармонию и спрашивал меня, какие учреждения нужны для ее благополучного существования. Я и сказала, что, создавая оперный театр и симфонический оркестр, нужно в первую очередь думать о кадрах и об их подготовке. Всех не наприглашаетесь, и нужно открывать консерваторию. Павел Стефанович, послушав меня, приехал в министерство и стал настаивать на открытии консерватории, но в конечном итоге его убедили открыть Красноярский институт искусств, включавший в себя художественный, музыкальный и театральный факультеты. Туда меня и позвали в 1978 году для создания кафедры сольного пения и оперной подготовки, которую я потом возглавляла более двадцати лет.

Создать кафедру, о которой скоро узнали во всем мире, было непросто, для этого необходимы не только педагоги-вокалисты, но и преподаватель итальянского языка. Кроме того, каждому певцу нужен врач-фониатр, ларинголог, специализирующийся на заболеваниях голоса.
Здесь Екатерине Константиновне помогли старые знакомые, свели с Михаилом Савельевичем Михельсоном, в совершенстве владевшим итальянским (он оставил после себя много учеников, некоторые из них продолжают его дело и преподают в академии музыки и театра).
И фониатр нашелся, тогда и сейчас единственный на весь край, — Семен Ильич Чернобельский, который до сих пор работает и в театре оперы и балета, и на кафедре.

Концертный аншлаг на учебных классах

Екатерина Иофель — преподаватель, востребованность которого вышла далеко за пределы и кафедры, и института, и даже страны. Периодически красноярского педагога приглашали провести мастер-классы за рубежом.

— В Нидерландах я спрашиваю директора Оперного центра, который организовывал мои занятия, где будет проходить мастер-класс. А он говорит: не волнуйтесь, мадам, все билеты уже проданы. Я его не поняла, а потом оказалось, что если здесь я чему-то учу в классе, то там на это посмотреть приходят зрители, публика это очень любит. Мои занятия проходили в зале оперного театра на несколько тысяч мест.
Когда я приехала в следующий раз, меня встретил в аэропорту тот же самый директор и начал меня с чем-то горячо поздравлять. Я снова удивилась — с чем поздравлять, я ведь только прилетела. А он мне рассказал, что все, кто участвовал в моем прошлом мастер-классе, заняли призовые места на международном конкурсе в Бельгии. И теперь председатель этого конкурса просит разрешить ей приехать на мастер-класс. Конечно, пусть приезжает. В перерыве я слышу, что они говорят такое «кррр-кррр». Я переводчицу попросила подойти послушать, чего они там «каркают». То, что она мне сказала, для меня стало лучшей наградой. Они говорили, что Красноярск — это русская вокальная школа. Только название города выговаривали с трудом. Но сейчас вот, слава богу, научились.

Екатерина Константиновна Иофель сделала то, о чем мечтает любой преподаватель, — создала свою школу. На международных, всесоюзных, всероссийских конкурсах побеждают не только ее ученики, но уже и воспитанники ее учеников. В Красноярской академии музыки и театра преподают те, кого она выучила: профессор, заслуженная артистка Наталья Алексеева, доцент, заслуженная артистка России Людмила Попова, солист Красноярского оперного театра Олег Алексеев.
Екатерина Константиновна не просто учит сольному и камерному пению — она учит, как научить ему. На третьем курсе читает «Основы вокальной методики». Студенты эти лекции слушают с большим интересом.

Видеть лучшее

В учебный класс к профессору Иофель приходишь как в музей. Стены завешаны афишами (ее концертов и концертов учеников), дипломами, благодарственными письмами. Для непривычного глаза такое изобилие скрадывает первые секунды и миниатюрную фигурку хозяйки кабинета, и внушительный рояль.
Регалий и благодарностей действительно много — для всех никакого кабинета не хватит. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Почетный знак Министерства культуры СССР, Почетная грамота ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов в работе, множество благодарностей Министерства культуры России, письма от губернаторов, мэров, депутатов. В 2006 году она удостоена золотой медали, диплома и звания лауреата Фонда Ирины Архиповой за выдающиеся достижения в области подготовки и воспитания нескольких поколений молодых вокалистов.
Есть благодарность от директора Краеведческого музея Валентины Ярошевской. Тут же — большая афиша концерта ее ученика Дмитрия Хворостовского в Нью-Йоркском «Карнеги-Холле» с сообщением «Sold Out» — «Все билеты проданы». В общем, есть на что засмотреться.
Ей очень дорого поздравление с юбилеем от Дмитрия Хворостовского с такими словами:
«Дорогая Екатерина Константиновна! Поздравляю Вас с юбилеем!
На протяжении стольких лет вы служите высокому делу воспитания молодых певцов! Ваша беззаветная преданность искусству, Ваша бескомпромиссность и Ваша воля всегда были и будут примером для подражания.
Ваш ум, Ваша находчивость и острый юмор давно сделали вас легендарной личностью! Но я знаю, что за всем этим живет огромное, ранимое и любящее сердце! Желаю Вам крепкого СИБИРСКОГО здоровья, еще многих лет жизни и работы! Огорчен невозможностью приехать на Ваш юбилей, за что прошу у Вас прощения.
Любящий Вас Дмитрий Хворостовский
12 октября 2008 года Париж».

Екатерина Иофель человек верующий. Причем верующий еще «с тех» времен, когда религия не была в особом почете.

— Крестили меня в детстве. Всю жизнь ношу нательный крест, но это не мешало мне быть октябренком, комсомолкой, членом КПСС, возглавлять парторганизацию. Мне ни разу в жизни никто не сделал ни одного замечания о том, что верую и хожу в церковь, хотя я этого никогда не скрывала. А если бы мне что-то такое и сказали, я бы нашлась что ответить: в Евангелии написано: «не убий и не укради». Так что же, КПСС за то, чтобы убивали и воровали? В уставе коммунистов написано, что человек человеку друг, товарищ и брат. А в Евангелии: «возлюби ближнего как самого себя». Вообще, в уставе Коммунистической партии множество пересечений с христианством, важно только их видеть и понимать.

8 октября 2021 года на кладбище Бадалык на могиле Е.К. Иофель было закончено возведение мемориала Екатерине Константиновне и ее мужу Якову Михайловичу Рассину. Работы были проведены за счет фонда имени Д. Хворостовского.

 

 

Закончено строительство мемориала Е.К. Иофель на кладбище Бадалык Красноярска.
Закончено строительство мемориала Е.К. Иофель на кладбище Бадалык Красноярска.
Закончено строительство мемориала Е.К. Иофель на кладбище Бадалык Красноярска.
Закончено строительство мемориала Е.К. Иофель на кладбище Бадалык Красноярска.
Закончено строительство мемориала Е.К. Иофель на кладбище Бадалык Красноярска.
География: