Построения пространственной композиции с использованием МАФ

Информативность пространства

С территориальным и высотным ростом города начали терять «человеческий» масштаб. Максимальные расстояния, при которых различаются особенности формы, структуры и цвета застройки, составляют 135—165 м, а для обеспечения целостности и масштабности восприятия открытых пространств их параметры не должны превышать 150—300 м. Однако следует отметить, что приведенные пространственные параметры не являются универсальными. Люди, принадлежащие к различным культурам и даже к разным социальным группам, воспринимают пространство неодинаково.

Метрические построения пространственной композиции основаны на повторении форм и интервалов между ними. Метрические ряды, в которых повторяется одна и та же форма, называются простыми. При формировании пространств поселений используются как простые, так и сложные метрические ряды, которые образуются при сочетании двух или более простых метрических рядов. К сложным метрическим рядам относятся, например, такие, в которых чередуются неравные объемные элементы и неравные интервалы между ними.

Ритмические построения пространственной композиции создаются по законам прогрессий (возрастающих, убывающих, ускоренных, замедленных и т. д.). Признаками ритма являются: изменение величины (высоты) элементов метрических рядов; изменение величины элементов и интервалов между ними; изменение величины элементов, интервалов между ними и числа элементов метрических рядов. Во всех случаях единство ряда основано на соподчинении его элементов.

В простых ритмических рядах сохраняется постоянное соотношение между величинами соседних элементов или интервалов ряда. Сочетание нескольких метрических и ритмических рядов приводит к образованию сложных ритмических рядов.

В зависимости от архитектурно-художественного замысла применяются контрастные и нюансные соотношения элементов пространственной композиции. Контрастные соотношения используются для выделения главного элемента пространственной композиции. Нюансные соотношения используются для организации постепенного перехода от одного типа пространства к другому.

Пластические средства включают способы членения пространственной формы на визуально различимые элементы, взаимное расположение этих элементов с учетом их размеров, конфигурации пространственных форм.

Светоцветовые средства включают соотношения цветов, света и тени. Применение разных цветов окраски фасадов зданий, оборудования, элементов благоустройства, озеленения и цветочного оформления позволяет менять восприятие пространственных отношений — зрительно увеличивать или сокращать расстояния. При разработке колористического решения пространства необходимо учитывать сочетаемость цветов архитектурных объектов и зеленых насаждений, динамику изменения цветовой гаммы древесно-кустарниковых насаждений в разные периоды года.

Вечерняя подсветка архитектурных сооружений и малых ландшафтно-архитектурных форм позволяет по-новому раскрыть пространственную композицию, выделить композиционные акценты. Немаловажное значение имеет праздничное светоцветовое оформление с использованием таких приемов, как вывешивание в дневное время флагов, гирлянд разноцветных флажков, надувных шаров; вечером — цветных ламп освещения, других дополнительных элементов наружного оформления.


Требования

При формировании пространств выделяются визуальные акценты — пространственные ориентиры и фон, на котором они воспринимаются. Человек фиксирует внимание на ярких, нестандартных объектах и мало внимания обращает на фон. Композиционные акценты создают систему знаков в пространстве, хорошо запоминающихся и обеспечивающих ориентацию. Они должны иметь характерный, индивидуальный облик, чтобы ассоциироваться именно с данным местом.

Создавая любой объект предметно-пространственной среды, необходимо исходить из социальной необходимости — потребностей людей. При разработке проектов малых ландшафтно-архитектурных форм используется эргономический подход. Он предусматривает учет антропометрических, санитарно-гигиенических, эмоционально-психологических требований.

Антропометрические требования, основанные на размерах и пропорциях человеческого тела, учитываются при определении высоты ступеней и поручней лестниц, высоты и габаритов столов и скамеек, наклонов сидений и спинок, расположения подлокотников, габаритов детского игрового оборудования и т. д. Так, на данных антропометрии основан расчет размеров ступеней лестниц по формуле: b + 2h = 64 см, где b — ширина ступени, которая в условиях внешней среды принимается в пределах от 34 до 40 см и более, h — высота ступени.

Санитарно-гигиенические требования регулируют такие параметры, как температура, физико-химический состав воздуха, освещенность, шум. Они определяют требования к комфортности и безопасности формируемой предметно-пространственной среды. Учет санитарно-гигиенических требований важен при выборе материалов.

Эмоционально-психологические требования связаны с особенностями восприятия и переработки информации человеком. Они учитываются при определении цветовых решений малых ландшафтно-архитектурных форм исходя из особенностей воздействия разных цветов и их сочетаний на людей, при выборе шрифтов на указателях, их «читаемости», при выборе графики информационных схем, помогающей легко ориентироваться в пространстве, и т. п.

Экологический аспект проектирования. При проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм, организации пространства важно использование экологического и ландшафтного подходов. Экономическая эффективность проекта определяется в процессе оценки и выбора вариантов проектных решений, при расчете технико-экономических показателей, характеризующих принятое решение. Наряду с затратами материальных ресурсов, трудозатратами на изготовление и эксплуатацию малых ландшафтно-архитектурных форм учитываются затраты на освоение территории — отвод участка, инженерную подготовку территории, включая вертикальную планировку, прокладку и перенос инженерных сетей, выплату компенсаций за снос построек, сельскохозяйственных культур, другие расходы.


Технологический аспект проектирования

Потребность в большом количестве малых ландшафтно-архитектурных форм вызывает необходимость массового их изготовления. Особенностью массового производства является модульность элементов, простота и индустриальность изготовления, стремление к стилевому единству, рациональное использование строительных материалов.

Соотношение типового и индивидуального при проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм. Исходя из особенностей массового производства, необходимы унификация и типизация повторяющихся элементов, в то же время задачей архитектурного проектирования является придание каждой конкретной территории индивидуального облика. Поэтому при проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм требуется рациональное сочетание типовых, массовых и единичных, уникальных элементов. При производстве же типовых, повторяющихся элементов должны предусматриваться возможности их применения в разнообразных композиционно-пространственных сочетаниях.

Современные технологии позволяют не только повысить эффективность производства элементов оборудования и благоустройства, но и наделять их принципиально новыми свойствами. Например, в мировой практике все большее распространение получают фонтаны с меняющимися режимами работы: применение компьютеров позволило создавать бесконечное разнообразие композиций с движущейся водой, в соответствии с заданной программой изменять интенсивность и направление водных потоков, высоту струй.

Особенности применения разных материалов. Материалы, используемые при изготовлении малых ландшафтно-архитектурных форм, существенно различаются по прочности, долговечности, пожароустойчивости, безопасности для здоровья людей, трудоемкости при изготовлении и эксплуатации, другим характеристикам.

Статья-источник: 
по материалам статьи Георгия Потаева, журнал «Архитектура и строительство»

Информация от прессы