Битва за Драгоценный

Битва за Драгоценный
Битва за Драгоценный
Битва за Драгоценный

Бои за остров Даманский на реке Уссури (в 230 км южнее Хабаровска и 35 км западнее райцентра Лучегорска) между СССР и Китаем в марте 1969 года историки сухо именуют пограничным конфликтом. Но для каждого участника тех событий это была настоящая война. Одинаково страшная, иногда непохожая на то, что пишут в учебниках. В тех далеких событиях непосредственно участвовало 15 жителей нашего края, четверо погибло. Ветераны этих боев каждый год вспоминают о своих павших товарищах, посещают места сражений.

Не стрелять.
То, что было после боев, – чистой воды политика. Остров, за который погибло 58 наших солдат и офицеров, юридически отдали китайцам в 1991 году. В КНР переиначили его название на свой лад – Чжэньбао, что в переводе означает «Драгоценный».
Что ж, им он достался действительно дорого. Цифры о потерях с той стороны до сих пор засекречены – по разным оценкам, было убито более 300 человек.
Сегодня существует множество версий относительно того конфликта. У американцев (они и сюда влезли, хотя никаким боком не участвовали), как водится, своя история. У китайцев есть собственные версии. Правда же в том, что они так и не смогли сломить наших бойцов. И остров не отвоевали. Этот клочок земли им передали после дипломатических переговоров.
Обстановка в районе острова, который тогда считался территорией СССР (при этом никакой хозяйственной ценности не представлял, поскольку в период паводков практически полностью скрывался под водой), накалялась с начала 1960-х. Группы гражданских лиц и военнослужащие КНР стали систематически нарушать пограничный режим. Отмечались случаи нападения на наши патрули. Пограничникам было приказано не отвечать, несмотря ни на какие провокации. Оружие не пускали в ход до последнего момента. Солдаты даже не пристегивали к автоматам магазины, чтобы не провоцировать китайцев. Чтобы выдворять с территории острова непрошеных гостей, пограничникам выдавали специальные рогатины – длинные палки, которыми приходилось в буквальном смысле выталкивать нарушителей с острова.
Участник тех событий красноярец Юрий Лопатин вспоминает: применение оружия было строжайше запрещено:
– Пограничники – это особая каста. Они ведь всегда на рубеже и права на оплошность не имеют. Ведь от малейшей искры может разгореться большое пламя. Потому все приказы выполнялись беспрекословно.
Доходило до рукопашных. Случалось, что бились прикладами так, что АК после боя годились разве что в металлолом.

Дело серьезное
Стало понятно, что дубинками не отобьешься, когда китайские военные в начале марта незаметно заняли остров, а после призыва покинуть его без предупреждения открыли огонь по пограничникам. Тогда погибло 32 наших солдата.
Юрий Лопатин вспоминает: на Даманский их отправили с больших военных учений. Было сразу понятно – дело серьезное.
– Никто не скрывал от нас. Не было такого, что везут куда-то в неизвестность. Все пограничники знали: с китайцами давно назревает конфликтная ситуация.
Для многих молодых солдат это стало боевым крещением. Другой участник событий – красноярец Виктор Россолов рассказывает, как его товарищ Владимир Круглов очутился в окружении китайцев. Когда увидел, как те заряжают гранатомет, понял – этот снаряд для Владимира. Одним выстрелом уложил заряжающего. Всего в том бою Виктор уничтожил не один десяток китайских военных.
Нужно сказать, силы оказались неравными. Со стороны КНР был численный перевес. К тому же наши пограничники в самом начале конфликта имели стандартный боекомплект – два автоматных «рожка». Китайцев же отправляли «на долгую войну». Юрий Лопатин рассказывает: для экономии боеприпасов наши били одиночными и прицельно, чтобы наверняка. Многие раненые пограничники уже в госпитале сдавали по одному-два патрона. Как говорили, оставляли для себя. Попасть в плен к китайцам не желал никто. Потому как пленных те мучили, добивали, а потом измывались над трупами.
– Китайцы всегда действовали хитро – в открытый бой, несмотря на перевес сил, старались не вступать. Били со спины. Да и своих не жалели. Как нам сказали, отступивших потом расстреливали, – вспоминает Лопатин.
Илья Кабец из Курагино, который также прошел Даманский, не скрывает: было страшно. Трудно сохранять хладнокровие, когда по твоему расчету станкового гранатомета бьет целая батарея.
Илья был командиром. После первых же выстрелов и ответных залпов понял одно из правил ведения боя – нужно постоянно менять позицию. Ведь если пристреляются – пиши пропало. Постоянные перемещения пограничников создавали впечатление, что работает целый отряд гранатометчиков в разных точках острова.
В конце того памятного боя, который состоялся в начале марта, по гранатометчикам уже били противотанковыми. Впрочем, план китайцев не сработал – наши ребята вышли из боя без потерь.

Чтобы помнили
В 2008 году ветераны-даманцы установили в Дальнореченске мемориальный комплекс. Средства собирали сами. Лопатин рассказывает: когда в очередной раз побывали в местах сражений, было тягостное впечатление.
– Могилы защитников Даманского обветшали, плиты разбиты. Мы не могли с этим мириться и решили создать специальный фонд. Многие откликнулись. Мы собрали необходимую сумму, закупили материал и поставили памятник. Очень помог Владимир Вопилов.
Теперь на острове есть место, где можно поклониться павшим героям.
Юрий Лопатин отмечает: эта история не должна быть забыта. Ведь силен только тот, кто помнит.
– Молодежь должна равняться на тех героев. Особенно в наше время, когда Россия оказалась в таком враждебном окружении. Нужно помнить – только сильная экономически и духовно страна может противостоять натиску извне.

Дипломатия отторжения
Граница между Китаем и Россией издавна проходила по рекам Уссури и Амур практически по побережью Китая. В начале ХХ века правительства обеих стран подтвердили прежние договоры. Однако в 50-х годах прошлого века у КНР появились другие планы. Стремясь к росту своего международного влияния, эта страна стала вступать в пограничные конфликты. Возникла тема пересмотра советско-китайской границы. В начале 60-х наше руководство готово было решить вопрос о спорных территориях, в том числе и острове Даманский. Однако консультации по этому вопросу закончились безрезультатно. Было очевидно, что мирный путь не интересовал тогда КНР.

«Американский след»
Некоторые «историки» усматривают американский след в разрешении конфликта по острову Даманский. В одной из французских газет, кстати, уже в наше время вышла серия статей, где озвучивалась такая версия. Дескать, Советский Союз готовился нанести ядерный удар по Китаю, если события зайдут слишком далеко. В ответ «миролюбивые» американцы предостерегли наших от этого необдуманного шага, пообещав запустить ракеты с ядерными боеголовками на наши города. Нужно сказать, что версия действительно фантастическая, так как, помимо слов журналиста и «свидетелей», никакими официальными документами не подтверждается. Так же как не подтверждается и странами – «участницами» несостоявшейся ядерной «перестрелки».
Первые переговоры по Даманскому состоялись в Пекине в сентябре 1969-го. Тогда председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай договорились о перемирии, а затем и о пересмотре границы. Де-факто тогда остров был передан Китаю. Окончательно (де-юре) он перешел в состав этой страны в 1991 году.

Источник: 
http://gnkk.ru/articles/bitva-za-dragotsennyy.html

Последние новости схожей тематики